Вторник, 13.11.2018, 05:42
Приветствую Вас, Гость

Воспитатели:

Иванова Татьяна Васильевна

Антонова Светлана Евгеньевна

                                                                                                                             

 

Целостность педагогического процесса в группе  обеспечивается реализацией основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 г.и парциальной программы « Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет" под ред.Н.В. Нищевой

Приоритетное направление: речевое развитие.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер.  Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики.  Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуко- наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество не сформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками.  Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно не дифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков.  Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазаности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи.Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

При организации работы с детьми в группе используется перспективный комплексно –тематический принцип построения образовательного процесса с введенным региональным компонентом.

Цель основной темы периода — интеграция детской деятельности по образовательным областям.

 

Формы работы с детьми логопедической группы.

►Социально –коммуникативное развитие

Беседы на формирование основ безопасной жизнедеятельности, социально – нравственное воспитание.

Игры на формирование дружеских отношений.

Игры и рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций на тему безопасности.

Игровые ситуации на воспитание культуры поведения, взаимоотношений со сверстниками.

Чтение художественных произведений, отражающих ситуативное поведение ребенка и показывают, как выйти из того или иного положения.

Сюжетно – ролевые игры.

Создание ситуаций на основе освоения речевого этикета.

Хозяйственно – бытовой труд.

Труд в природе и уголке природы.

 

►Познавательное развитие

Наблюдения.

Целевые прогулки.

Рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток по темам.

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование.

Занимательные игры на развитие мышления (ребусы, головоломки, лабиринты…)

Игры и упражнения на количество и счет, развитие представлений о величине, ориентировку во времени.

Беседы на формирование экологической культуры.

Экспериментальная и исследовательская деятельность.

 

►Речевое развитие.

Игры на расширение словаря, ЗКР, грамматического строя и связной речи.

Упражнения на интонационную выразительность речи.

Заучивание стихотворений.

Беседы по прочитанным произведениям.

Чтение художественных произведений разных жанров с учетом тематических циклов.

Свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстра-ций, мультфильмов.

Поощрение речевой активности детей.

Создание ситуаций на основе освоения речевого этикета.

 

►Художественно –эстетическое развитие.

Дидактические игры и упражнения на развитие композиционных умений.

Музыкально-дидактические игры.

Использование музыки на занятиях.

Предварительная работа к занятиям по ручному труду.

Театрализованная деятельность.

Изготовление атрибутов к творческим играм (1 раз в месяц).

 

►Физическое развитие.

Беседы на формирование представлений о здоровом образе жизни.

Упражнения на развитие и профилактику органов дыхания, нарушений зрения, плоскосто-пия.

Развитие основных движений.

Подвижные игры разной интенсивности.

Спортивные игры и упражнения.

Индивидуальная работа по развитию основных движений.

Игры на развитие физических качеств.

Спортивные эстафеты.

Физкультурный досуг (1 раз в месяц).

Хороводные игры.

 

Формы работы детей логопедической группы в самостоятельной деятельности.

 

►Социально –коммуникативное развитие.

Индивидуальные игры.

Совместные игры.

Все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

 

►Познавательное развитие.

Сюжетно-ролевые игры.

Самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок».

Развивающие настольно-печатные игры.

Игры на прогулке.

Дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки…).

 

►Речевое развитие.

Самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений.

Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений.

Самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра

 

►Художественно –эстетическое развитие.

Самостоятельное рисование лепка, конструирование(преимущественно во второй половине дня).

Рассматривать репродукции картин, иллюстрации, тематических альбомов.

Музицирование (пение, танцы).

Играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.).

 

►Физическое развитие.

Самостоятельные подвижные игры в группе.

Самостоятельные игры на свежем воздухе.

Спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

 

Формы работы части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

 

►Познавательное и речевое развитие.

Интерактивные и учебно-развивающие программы.

Презентации. Викторины.

 

►Социально – коммуникативное и речевое развитие.

Проекты разные по длительности.

Встречи с интересными людьми.

 

►Художественно – эстетическое и речевое и познавательное.

Презентации. Мастер – классы для детей и родителей.